
Реорганизация – это процесс, при котором изменяется правовой статус юридического лица. Чаще всего это прекращение деятельности старой компании и создание из нее новых, присоединение к другим и прочее. При этом права и обязанности старой фирмы сохраняются и передаются правопреемникам. Самые популярные причины реорганизации – это оптимизация налоговой нагрузки, расширение предприятия, увеличение количества видов деятельности, усиление позиций на рынке, защиты активов при крупных долгах и многое другое. В ходе процесса реорганизации может происходить изменение адреса компании, изменение генерального директора, изменение уставного капитала, наем или увольнение сотрудников, внесение изменений или подготовка нового устава и прочее.
Процедура реорганизации может быть запущена принудительным способом при нарушении российского законодательства. Если не знаете какой способ реорганизации нужно заказать, то Вам нужно обратиться к нашим специалистам за бесплатной консультацией с помощью формы обратного звонка или по телефонам. Они изучат Ваш случай и условия и предложат оптимальные решения именно под Ваш вариант и с учетом Ваших требований и особенностей в соответствии с законодательством.
Формы реорганизации
Реорганизация путем разделения фактически представляет из себя ликвидацию компании. При этом ее правопреемниками становятся новые созданные организации. Все активы, пассивы, обязанности и права старой закрытой компании распределяются между новыми.
Оптимально при следующих случая:
- необходимость введения дополнительного вида деятельности, который сложно либо невозможно соединить с основными
- улучшение организационной структуры для упрощения управления
- наличие конфликтов и разногласий между учредителями
- снижение налоговых нагрузок
При этом виде реорганизации, одно или несколько юридических лиц закрываются и всех их права и обязанности переходят к существующей компании. Благодаря этому данная фирма увеличивает свои активы за счет вливания активов, закрытых юр. лиц. При этом не редко происходит смена состава учредителей и создание нового Устава.
В основном присоединение применяется для:
- закрытия фирмы, затраты на ликвидацию которой больше затрат на реорганизацию
- увеличения уровня конкурентоспособности
- объединения активов для увеличения размера компании
- закрытия не нужной организации, имеющий выгодные активы
- увеличения производительной мощности
- выхода на более высокий уровень
Процесс диаметрально противоположный разделению. При нем несколько компаний прекращают свою деятельность с передачей все прав и обязанностей одной вновь созданной организации.
Применяется для:
- увеличение производства с улучшением качества и уменьшения себестоимости продукции
- увеличение конкурентоспособности предприятия
- расширение ассортимента продукции
- увеличение оборота
- создания нового бренда с незапятнанной репутацией для дальнейшего ее улучшения
- повышение возможностей для привлечения новых инвестиций
- сокращение штата
- ликвидация компаний с долгами с сохранением производства
При этой форме реорганизации часть прав и обязанностей существующей организации переходит к вновь созданным. При этом старое юридическое лицо сохраняет свою деятельность. Новые же считаются дочерними предприятиями, но с отдельными учредителями, которые имеют право распоряжаться средствами на отдельном расчетном счете.
Часто применяется для:
- избавление от крупных задолженностей путем передачи обязанностей новой компании и признании ее в дальнейшем банкротом
- разрешения конфликтов среди учредителей путем передачи части активов одному или нескольким участникам
- оптимизации налоговых нагрузок
- расширения предприятия
- введения новых видов деятельности несовместимых с основными
- отделения убыточной части во избежание банкротства всего предприятия
- финансовая оптимизация организации
Изменение организационно-правовой формы компании, при котором старая фирма прекращает свою деятельность и создается новая с теми же правами и обязанностями, а не редко и с тем же составом участниками. Имущество и недвижимость переходит новому юр. лицу по передаточному акту.
Порядок проведения реорганизации в Москве
- Принятие решения.
Проводится собрание учредителей, на котором выносится решение о реорганизации, выбор формы, составление и подписание всеми участниками протокола собрания. После этого намечается план дальнейших действий и назначаются сроки. Утверждается порядок распределения долей для новых организаций и их руководящие составы. - Извещение ИФНС.
В течение 3-х дней с момента принятия решения направляется уведомление о начале процедуры реорганизации инспектору ИФНС по месту регистрации. Подаются все необходимые документы. Получение выписки из ЕГРЮЛ. - Извещение контрагентов.
В течение 5-ти дней после внесения данных в ЕГРЮЛ заказными письмами с уведомлением извещаются кредиторы. - Извещение СМИ.
Сообщение о принятом решении реорганизации компании публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение публикуется 2 раза с перерывом в месяц (согласно ст. 60 ГК РФ). - Инвентаризация.
Проводится инвентаризация всех активов и составление промежуточного отчета. - Разработка реорганизационного документа.
В зависимости от выбранной формы реорганизации составляется и утверждается передаточный акт или разделительный бухгалтерский баланс. - Изменение учредительных документов.
Создание Уставов и органов управления. - Окончательная отчетность.
Необходимые копии документов для реорганизации
Основные цели реорганизации юридических лиц
Для многих компаний с течение времени становится необходимо проведение процедуры реорганизации юридического лица по определенным причинам.

Зачастую это происходит в следующих ситуациях:
- требуется срочно разделить бизнес из-за определенных разногласий между зарегистрированных учредителей;
- нужно провести финансовое оздоровление с помощью ликвидации убыточных частей, снижение расходов на содержание и налоги;
- повышение конкурентоспособности при помощи соединения нескольких компаний в одну крупную и получение за счет этого преимущества на рынке;
- расширение бизнеса, увеличение количества собственников (в ООО ограничение 50 учредителей, в акционерном обществе ограничений нет);
- расширение сфер коммерческой деятельности с помощью открытия двух и более юридических лиц;
- оптимизация налогообложения для обществ, которые не имеют льгот и не могут перейти на упрощенные системы налогообложения;
- требуется проведение процедуры ликвидации юридического лица, которая имеет меньшую стоимость, сжатые сроки и ограниченный контроль со стороны налоговых органов.